Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Без итальянцев

Итальянская компания Anas не успевает до конца 2018 года войти в проект строительства четвертого участка Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) и может отказаться. Об этом РБК рассказали источник​, близкий к одному из участников проекта, и собеседник, знакомый с ходом переговоров.​

Четвертый участок ЦКАД должен пройти по юго-востоку Московской области, от пересечения с автомобильной дорогой М-7 «Волга» до пересечения с автомагистралью М-4 «Дон». Заказчиком выступает госкомпания «Автодор», концессионером — компания «Юго-Восточная магистраль» (консорциум ДСК «Автобан» и РФПИ). Стоимость проекта составляет 85,4 млрд руб., из которых 49,7 млрд руб. вносит государство, 35,7 млрд руб. — инвесторы.

«Состав акционеров «Юго-Восточной магистрали», специальной проектной компании, которая является концессионером строительства ЦКАД-4, сегодня ДСК «Автобан» и РФПИ. Также идет процедура оформления продажи доли (в проекте) акционеров третьему — итальянской Anas», — заявил в ноябре глава «Автодора» Сергей Кельбах, добавив, что завершить процедуру возможно до нового года.

«Автодор» предложил компаниям из «списка Белоусова» три дорожных проекта

Бизнес

Он тогда рассказывал, что «Автодор» уже одобрил вхождение в проект нового акционера, который должен был получить 33,3%, и это снижает риски необеспечения строительства внебюджетным финансированием.

Anas интересовалась ЦКАД, но до сделки дело не дошло и сейчас компании нет в проекте, сказал РБК источник, близкий к одному из его участников. Действительно велись серьезные переговоры, но финального решения о вхождении итальянской компании в проект не принималось, добавил другой собеседник, знакомый с ходом переговоров.

Причина может быть в том, что итальянский инвестор решил, что не сможет покрыть валютные риски, говорит один из собеседников РБК: инвестиции запланированы в евро, а доходы — в рублях. Задержка связана с происходящей реструктуризацией самой Anas — компания находится в процессе слияния с Ferrovie dello Stato, уточняет другой источник, знакомый с ходом переговоров. Итальянцы сохраняют интерес к проекту, стороны продолжают работать над закрытием сделки, утверждает он.

«Автодор» назвал сроки строительства платной трассы Москва — Казань

Общество

Представитель «Автодора» переадресовал вопросы РБК к концессионеру — ДСК «Автобан». Его представитель пока не ответил на запрос. Представитель РФПИ опроверг РБК информацию о том, что валютные риски стали причиной задержки. По его словам, процесс вхождения Anas в проект четвертого участка ЦКАД продолжается, стороны прорабатывают детали, проводится due diligence. Фонд ожидает закрытия сделки в начале 2019 года, добавил он. Он также сообщил, что итальянская компания уже инвестировала в Россию совместно с РФПИ. В мае 2017 года Anas стала партнером фонда по реконструкции дороги М-4 «Дон» (участок 1091,6–1319 км, Ростов — Краснодар), а затем она даже купила 51% оператора этого участка — Дорожно-инвестиционной компании.

«Интерес Anas к участию в четвертом участке ЦКАД остается неизменным», — говорится в ответе пресс-службы итальянской компании, поступившем в РБК уже после публикации статьи на сайте. Компания договорилась с потенциальными партнерами перенести с декабря 2018 года на февраль 2019 года сроки завершения анализа и оценки проекта, отметил представитель Anas.

Если итальянская компания все-таки не войдет в проект четвертого участка, то ЦКАД останется без иностранных инвесторов. В 2016 году стало известно, что испанская Sacyr отказалась от участия в строительстве третьего участка. В итоге в проекте остался только «Автобан». Первый участок ЦКАД строит «Крокус интернешнл» («дочка» Crocus Group Араза Агаларова), пятый — «Кольцевая магистраль» (входит в группу АРКС), а второй еще не разыгран.

«Освоение аванса»

Решение о вхождении итальянской компании в число инвесторов четвертого участка ЦКАД принято относительно недавно, поэтому у сторон не было достаточно времени проработать существенные условия, предполагает управляющий партнер «Пионеры ГЧП» Дарья Годунова: «В связи с новыми финансовыми условиями в 2019 году (нестабильность курса рубля относительно евро) стороны, вероятно, перенесут подписание сделки на весну 2019 года».

Несмотря на то что вопрос с иностранным акционером еще не решился, деньги в проект уже пошли. В апреле Сбербанк и «Юго-Восточная магистраль» заключили кредитное соглашение о предоставлении финансирования в объеме 31,6 млрд руб. сроком на 16 лет, позднее кредит был синдицирован, передала РБК вице-президент Сбербанка Ольга Харламова. «Сбербанк играет ключевую роль в поддержке реализации федерального проекта строительства и эксплуатации на платной основе ЦКАД. В соответствии с графиком реализации проекта на данном этапе финансирование работ осуществляется за счет аванса, полученного от концедента — госкомпании «Автодор». Начало выборки кредитных средств ожидается в 2019 году», — отмечала она. Идет освоение аванса, полученного от концедента, — около 6 млрд руб., передал РБК через пресс-службу зампредседателя правления ЕАБР (вошел в синдикат банков) Андрей Крайний. Крайний сказал, что ему неизвестно о том, что Anas может не войти в проект.

Не первая попытка

В феврале 2018 года на инвестиционном форуме в Сочи глава РФПИ Кирилл Дмитриев рассказал, что соинвесторами четвертого участка помимо РФПИ станут ДСК «Автобан» и турецкая компания Makyol. Но в мае стало известно, что Makyol вышла из проекта. Среди причин тогда называли риск новых антироссийских санкций и короткие сроки для определения условий соглашения. В июле источники РБК сообщали, что РФПИ ведет переговоры не только с Anas, но и с турецко-итальянской ICA Construction об участии в этом проекте. По их данным, стороны подписали предварительное соглашение. В пресс-службе ICA Construction РБК сообщили, что сейчас компания ICA Construction не ведет переговоры о вхождении в проект.

Авторы:
Валерия Комарова, Тимофей Дзядко.

Источник